Еще не участник? Зарегистрируйся!
Забыли пароль? Восстановить

Как VK разрабатывает игровой движок на замену Unity и Unreal. Интервью с Константином Сахновым

29 августа 2023

«Отечественный игровой движок» — притча во языцех. О нем долго мечтали со вздохом и усмешкой, однако политическая обстановка вынудила оставить мечтания и обратиться к реальности — сделать движок все же придется, ведь доступ к Unity и Unreal может закрыться, если и не навсегда, то надолго. И дело, кажется, пошло. 

Мы поговорили об этом с продюсером и основателем Vengeance Games LLC Константином Сахновым, который занимается консультациями в рабочей группе и основательно погружен в тему. Обсудили перспективы развития движка, VK Play и много чего еще. 

Если говорить про разработку того самого «отечественного игрового движка». О нём давно ходят разные разговоры, но вообще нет качественной информации. Хотелось бы понять, как обстоит дело в целом? 

Какие-то моменты я могу рассказать, какие-то, к сожалению, нет. Когда у нас решили делать российский движок, логика была очень простая — политическая ситуация сейчас нестабильная, а бизнесу нужно как-то выкручиваться, поэтому давайте сделаем свой движок, который будет максимально похож на стандартный Render Pipeline Unity. То есть это не HDRP, это не те технологии, которые используются в Unreal. Движок не про крутую графику и в ближайшие годы точно не про консольный рынок. 

На текущем этапе речь про PC и Mobile и, соответственно, про все основные операционки (MacOS, Linux и Windows) и магазины (Steam, VK Store). Сейчас в связи с ограничениями с российского рынка невозможно выйти ни на Xbox, ни на Playstation, но этот вопрос будет подниматься примерно через полтора года, когда появятся рабочие версии движка. Переговоры будут вестись через иностранных партнёров-посредников, которые уже будут заниматься его продвижением на Запад. Возможно, движок пойдет туда под другим названием. 

На мой взгляд, тут есть интересный момент — почему этот движок и тупиковый, и перспективный одновременно. На текущем этапе, конечно, VK не может угнаться за Unity и Unreal, это нереально. Но у него есть заявленное преимущество — это интеграция с Publisher Release коробкой. То есть, нажал кнопочку, и ты издаёшься в VK Play — это очень удобно. Похожая ситуация у Unreal Engine, который имеет более тесную интеграцию с Epic Games Store, нежели со Steam.

Я не знаю, что будет в этом плане со Steam, Epic Games Store и другими платформами, но разработчики хотят и с ними тоже все готовые решения сразу сделать. Более того, эти решения не будут завязаны исключительно на самого разработчика движка, то есть любой сторонний разработчик сможет интегрировать свои ассеты и паблишить их где угодно, подключать любые системы аналитики, метрики и тому подобное. Что-то похожее на систему ассет-сторов, которая хорошо себя показала и в Unity, и в Unreal.

Вы писали, что сформировалась рабочая группа по движку, её цель на сегодня — собрать «хотелки» от разработчиков. Расскажите, получается ли уже собрать комьюнити, какие перспективы?

Текущая рабочая группа — это владельцы, либо сотрудники различных российских компаний, которые остались в России. Мысль у нее очень понятная — если мы сразу пойдём к массовому комьюнити, то словим не самый хороший фидбек. Поэтому давайте сначала поговорим с профессионалами из индустрии, которые расскажут все плохое и хорошее про наш движок нам лично. Мы всё выслушаем, запишем и постараемся учесть, а в будущем эту практику общения с людьми из индустрии обратим в формирование комьюнити. 

Состав людей, которые проводят экспертизу, я раскрыть не могу. Скажем так, если взять практически все российские компании, которые занимаются разработкой игр — средние и большие — то можно сказать, что от каждой есть представитель. То есть, это несколько десятков человек. Руководит всем Александр Мясищев — бывший топ-менеджер Nival, теперь он занимается движком.

О взаимодействии с государством. Как здесь идут дела?

Изначально у нас было много совещаний с разными чиновниками на тему того, чего они хотят от геймдева. Сейчас разработчики приходят к государству и говорят: «Дайте денег, у нас тяжелая ситуация, все позакрывалось, мы хотим каких-то субсидий». Государство, с одной стороны, хочет сэкономить, потому что с бюджетом все не очень просто, а игры вообще не в приоритете. С другой стороны, оно чуть более разумно стало относиться к нашим потребностям. 

Например, у нас уже 6 лет подряд пытаются провести законопроект о маркировке игр. Предлагалось маркировать каждую выходящую «мобилочку», чтобы её специальная комиссия согласовывала — сплошной кошмар. Но то ли кто-то в руководстве поменялся, то ли к людям пришло какое-то осознание, но сейчас у государства позиция другая. 

Министерство цифрового развития РФ заявляет: «Мы теперь не хотим вас трогать вообще, поскольку не хотим на вас тратить много денег, а вы не хотите, чтобы мы вас регулировали. Потому что, если мы сейчас придём, увидим, что у вас есть деньги, зарегулируем, у вас все упадёт, мы к вам опять придём и начнём субсидировать. Поэтому, если уж субсидировать — то патриотические игры. Так что давайте пока встречаться, обмениваться мнениями». 

Из этого исходит текущая редакция законопроекта о маркировке игр. Минцифры делает свой необязательный рейтинг, если разработчик хочет, он может подать туда заявку. Соответственно, комиссия рассматривает, и он может после этого куда-то попасть, в рассмотрение на грант или что-то в этом духе.

В целом, мне очень нравится, что Минцифры пошли на контакт. Еще несколько лет назад они ничего не понимали в играх и рассматривали игровую индустрию как некий деструктивный элемент, который вредит психике детей. Но благодаря тому, что тут и там идёт множество дискуссий непосредственно с разработчиками, сообщество в итоге смогло показать, что вообще-то игры — это не только для детишек. Целевой аудитории зачастую за 30 лет, разработчики вообще не хотят ни на кого никак влиять — мы деньги зарабатываем и хотим делать какое-то творчество, интересные продукты.

Сейчас уже нашли отклик в трех структурах — это Минцифры, Московское правительство (Агентство креативных индустрий) и это «Иннополис», Татарстан. Вот они более-менее поняли, что игры это классно и круто, но вмешиваться туда не надо — делайте, что хотите, мы вам мешать не будем. Но, естественно, всегда есть депутаты, которые продолжают говорить, что игры убивают детей. Это уже другая тема, их личный хайп. 

Возвращаясь к движку. Есть ли у него какие-то предрасположенности, кому он больше базово «адресован»? Например, Unreal Engine максимально дружелюбен к шутерам от первого лица, а с изометрическими RPG уже гораздо сложнее. Имеется ли что-то подобное у этого движка?

Базово он универсальный, нет какого-то «жанра», под который движок заточен. Он сделан скорее под оптимизацию, под быстроту разработки под то, чтобы легко можно было перейти на него с Unity и Unreal, автоматически портировать весь код, дабы не переписывать его полностью заново. 

Но так как там есть открытый стор для различных ассетов, то предполагается, что изначально многие компоненты движка могут быть сделаны на основе продуктов, которые сейчас уже есть. То есть, разработчики, которые входят в состав комиссии, могут предложить свою игру и сказать: «А вот у нас есть интересная система достижений, диалоговая система». И если всем это зайдет, то такие фишки могут стать компонентами движка. 

Чего точно не будет на старте, так это крутой, мощной графики и «красивой» физики. С этим будут работать на следующем этапе. Сейчас важнее сделать движок, на который легко перейти с других движков. Я в том числе участвую в работе с Unity как член комиссии, даю свои отзывы и хотелки. Но это именно рекомендации, решения принимаю не я. 

В движок закладываются какие-то фичи, которые, например, не допилены в Unity и Unreal? И вообще, есть ли какие-то особые запросы от разработчиков, что их волнует наиболее сильно? 

До этого этапа VK еще не дошли. Пока говорим про то, как быстрее сделать базовый функционал движка на тот случай, если лишимся Unity и Unreal. По поводу запросов от разработчиков, VK проработали только первоначальный список, где каждый накидал что-то своё. Аналоги блюпринтов, интеграция систем диалогов. Многое из того, что накидали, на данном этапе реализовать нереально. 

VK очень активно набирает команду на движок, но пока даже базового функционала, который можно показать широкой общественности, нет. То есть, сейчас можно собрать только какие-то простейшие сцены, но нельзя сделать полноценную игру. Я думаю, разговор об этом пойдёт не раньше, чем через полгода. К сожалению, разработка российского движка — небыстрая штука. 

По поводу того, что VK набирает команду. Кто приходит?

В основном стараются брать опытных людей, даже не всегда мидлов, а уже сеньоров больше. Тут, конечно, лучше поговорить с самим Александром Мясищевым, ему явно виднее. Я могу только мнение со стороны дать, как оно выглядит. 

Много компаний уехало, вакансий стало намного меньше, но многие сотрудники сами по себе остались. Да, госструктуры начали хантить людей из игровой индустрии и брать их на большие зарплаты, но, тем не менее, пока все ещё достаточно неплохо с точки зрения найма. Кстати, буквально недавно у меня был кейс в Новосибирске, двух unity-специалистов из знакомой компании госструктура схантила за зарплату в 450 000 рублей. Отечественный геймдев точно не готов столько платить сейчас. 

Представим ситуацию — а что будет, если Unity и Unreal не уйдут? Есть ли для движка какой-то план Б? В том смысле, что даже если все будет хорошо, разработчики все равно продолжат и сделают из движка что-то полезное, что поможет работать с Unity и Unreal.

Да, конечно, это тоже один из сценариев, который необходимо рассматривать. Например, разработчики смотрят по направлению миграции c Unity и Unreal. Они хотят, чтобы движок умел мгновенно конвертировать проект с чужого движка в свой. Зачем? Это та самая автоматическая интеграция с VK Play, где сейчас растёт аудитория. То есть, если вы хотите легко и просто туда попасть, движок будет полностью бесплатный — деньги нужно будет платить только за дополнительный функционал. По идее, это должно стать конкурентным преимуществом, ради которого с этим движком вообще будут работать. 

Собственно, я изначально очень скептически относился к российскому движку и давал прессе комментарии о его ненужности, поскольку не знал нюансов. Потому что этот движок призван, с одной стороны, помочь нам на тот случай, если не станет Unity и Unreal, с другой стороны — он даст возможность интеграции с VK. 

То есть это не просто попил бабла. Я посмотрел, что тут команда, серьёзные люди, которые уже засветились в геймдеве и имеют продукты с многомиллионной долларовой выручкой. Я подумал, что эти люди вряд ли ввяжутся в какую-то авантюру, поэтому и согласился войти в рабочую группу. Чтобы лучше понять — а что там вообще происходит. 

И ещё один момент — это образование. Команда движка и многие другие инициативы, в том числе связанные с госструктурами, работают с АПРИОРИ (Ассоциация профессионалов индустрии оперирования и разработки игр). Ей руководит Александр Михеев, он же глава VK Play — в том числе и он продвигает тему обучения кадров. Поэтому я думаю, что это тоже будет одним из больших направлений, и со временем людей начнут учить по российскому движку. 

Касаемо бесплатности движка. Наверняка ведь есть какая-то бизнес-подоплека? Возможно, не на старте, но однажды и про выгоду пойдет речь? 

В этом и задумка — движок должен иметь достаточно легкие условия по финансам, чтобы привлечь специалистов. Потому что, если на входе у нового ноунейм-движка будут какие-то серьёзные ценники, то в сравнении с Unity и Unreal нет смысла его выбирать. Монетизация пока прорабатывается. Пока мысль такая, что базовый движок будет бесплатным, но интеграции с паблишерами (не только с VK Play, но и с другими), различные ассеты и какие-то готовые решения будут за деньги. 

Команде это вдвойне выгодно. Если движок позволит привлечь аудиторию на платформу, то дальше комиссия с игры — это уже тоже хорошая выручка. Несмотря на субсидирование разработки движка, в первую очередь все смотрят в коммерческую сторону. 

Если подытожить, первую игру на движке стоит ждать года через три? 

Ну, это звучит оптимистично. Через три года скорее появится такая «мобилочка», но будем надеяться, что дело пойдет.  


Текст подготовили Петр Сальников и Владимир Самойлов.






 Подпишись на нас