Одно из немногих оптимистичных событий в российском видеоигровом бизнесе в 2022 году — дебют Института развития интернета (ИРИ) в качестве инвестора. Депрессивный массовый переезд студий в Грузию, на Кипр, в Казахстан, ОАЭ и другие страны с весны оттеняют государственные гранты, которые получают разработчики, оставшиеся в России. Реакция прохожих на это соответствующая: отчаянная мера! все деньги распилят, а на игру ничего не останется! ага, в Кремль на поклон сходили!
18 октября стало известно, что ИРИ выделит российской Watt Studio 100 миллионов рублей на разработку новой игры «Поезда» (Trains: Through Electric Storms), сюжет которой коснется событий Первой мировой войны и революции 1917 года. Мы побеседовали с креативным продюсером Watt Studio Мариной Симкиной и сооснователем студии Егором Томским и разузнали, как устроена процедура получения гранта, кто принимает решения на стороне ИРИ, и в каком порядке происходит получение денег.
У Watt Studio уже есть выпущенная One Day More, но ее релиз состоялся только в России — игра с 16 мая 2022 года доступна в VK Play. Сейчас у студии польский издатель. Для работы с ним открыли новый офис в Сербии, с сербским юрлицом — Марина теперь работает там, а Егор постоянно путешествует.
Скриншот из игры One Day More
Существует мнение, что переезд и разрыв формальных связей с Россией открывает новые горизонты и позволяет без труда найти деньги на разработку нового проекта — это не так.
Сербский офис-сателлит поможет спокойно зарабатывать деньги с будущих международных продаж One Day More, которые начнутся в 2023 году. На поиск финансового партнера для создания новой игры у Егора Томского ушло несколько месяцев, и в итоге команда направилась к ИРИ.
— Сербия — очень гостеприимная страна, и многие бюрократические вопросы получилось решить довольно быстро, — говорит Марина.
Егор добавляет, что при этом у студии нет задачи отрубить себе русские корни: Watt Studio активно работают со студентами ВШЭ, а большая часть сотрудников компании по-прежнему находится в России.
— Глупо и странно отрицать, что изначально мы — российская команда.
Как и у всего государственного, у ИРИ есть определенный груз и репутация. Watt Studio искали партнера с февраля 2022 года, но не нашли других каналов финансирования.
— У меня нет никакого негатива в адрес тех, кто говорит, что эти деньги распилят и все в таком духе, — комментирует Марина. — У этих предубеждений большая история, и не нам с ней бороться. Все, что мы можем — это сделать хороший продукт на те средства, которые получим.
Со стороны может показаться, что получить грант от ИРИ — проще простого. Этому способствовали в том числе мутные истории вокруг «Смуты», первой игры, профинансированной «Институтом» в 2022 году.
— Я понимаю, почему людям так кажется, — продолжает Марина. — Но это не вопрос застольных договоренностей. Ко всему прочему, деньги мы увидим не сегодня и не завтра. Все не так быстро, как многие думают.
— Вся основная информация о требованиях, которые необходимо соблюсти, чтобы подать заявку на участие в отборе, дана на сайте ИРИ, — говорит Егор. — И эти правила полностью соблюдаются. Там нет ничего сложного. Трудности начинаются на этапе сбора всех подробностей о студии и проекте, составления бизнес-плана — вот тогда из состязания выбывают очень многие.
Скриншот из игры Trains: Through Electric Storms
Точной статистики отсева у Watt Studio нет, но Марина и Егор подчеркнули, что составить бизнес-план и утрясти другие формальности в соответствии с требованиями ИРИ было действительно трудно, это не преувеличение. По словам разработчиков, это объемная и кропотливая работа, в которой нет места примерным цифрам. Уже на начальном этапе было необходимо просчитать все зарплаты, налоги, расходы на маркетинг и любые другие услуги. Даже если ИРИ финансирует проект частично, а не полностью, затратам требуется компетентное обоснование. Также требуется предоставить документы о компании и подтвердить, что это не фиктивная однодневка с одним сотрудником.
Большую роль играет репутация студии: у Watt Studio уже есть одна игра; существуют и другие сервисные проекты, которые компания реализовала в срок и качественно.
— Мы никогда никого не подводили, — говорит Марина. — У нас хорошая репутация. О нас многие знают, в том числе как о сервисной команде. Если вы спросите кого угодно из тех, кто работал с нами, то получите положительные отзывы. Эту репутацию мы нарабатывали много лет — а теперь кто-то говорит, что мы получили грант просто так. К сожалению, так работает интернет.
Watt Studio пришли к ИРИ не с сырой идеей: студия продемонстрировала работающий прототип, подробные концепт-документы, арт и результат анализа рынка в том, что касается выбранной авторами «Поездов» ниши.
— Относиться к этой процедуре нужно так же, как к встрече с издателем, — подчеркивает Егор. — Нужен план, который вменяемо изложен, и материалы, подтверждающие твердость ваших намерений. Мы поняли, что прошли первый отсев, когда получили комментарии и вопросы. Потом я поехал в Москву на питчинг.
В Москве Егор провел небольшое выступление перед аудиторией, во многом состоящей из лиц, известных в индустрии — ключевых сотрудников крупных российских игровых компаний. Среди них были и чиновники, и представители министерств, но это не было встречей пиджаков. В Watt Studio не могут разглашать фамилии тех, кто входит в состав комиссии ИРИ. По каким именно критериям комиссия выбирала победителя, Watt Studio также неизвестно. Но разработчики подчеркнули, что степень компетенции судей не вызывает никаких вопросов.
Фото с DevGamm 2021: Марина Симкина, Полина Березина и Егор Томский
Сейчас Watt Studio и ИРИ согласовывают документы, технические задания и сроки. Деньги выплачиваются не единовременно, а постепенно, по двум возможным сценариям: предоплата раз в три-четыре месяца либо постоплата с отчетностью. В обоих вариантах есть свои плюсы и минусы, и в Watt Studio пока не решили, по какой модели работать.
Претендует ли «Институт» на что-то после того, как игра выйдет? Или это благотворительность с строгим фейсконтролем?
Никакой информации о дальнейших обязательствах разработчиков в пользу ИРИ в договоренностях между сторонами нет. Долгосрочные требования все еще вполне конкретные: игра должна быть в той или иной степени про Россию, нести в себе какие-то ценности (в случае с «Поездами» — семейные), знакомить с историей страны.
— В первую очередь важно, чтобы игра была хорошей. Все остальное может быть гибким, но самое главное — высокое качество конечного продукта, — говорит Егор.
Марина добавляет:
— Мы даем прогнозы по количеству загрузок игры. У нас есть и обязательства, и штрафы. Здесь неизбегаемые дедлайны. Я смотрю на всю формальную работу, которая ждет нас впереди, и она меня, если честно, пугает. Юлить и отмалчиваться не выйдет — будут спрашивать за все и задавать уточняющие вопросы.
— Тем не менее, бюрократии тут не больше, чем в иных случаях, а то и меньше, — отмечает Томский. — Мы втроем с маркетинг-продюсером Watt Studio Полиной Березиной легко раскидали все задачи по документам, параллельно занимаясь основной работой.
Разработчики говорят, что важная часть сотрудничества с ИРИ — внимание прессы. Как только о гранте стало известно, со студией сразу же связались крупные деловые медиа. Тем не менее, Егор Томский отмечает: несмотря на потенциально широкий охват, разработчикам авторских игр нужно целиться в свою аудиторию и держаться за нее, а не стремиться к всероссийской славе.
Официальный сайт Watt Studio. Трейлер игры Trains: Through Electric Storms: